О смерти близких и том, как им помочь

Когда умирает близкий, мы нередко задаемся вопросом: «Почему он ушел именно сейчас? Почему бы не пожить ему еще?»

Русское кладбище в Сантьяго. Фото автора.

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вспомнить, для чего вообще мы были приведены в эту жизнь. Господь создал нас, чтобы поделиться Своей любовью и блаженством. Но Он не навязывает их, и поэтому Бог дал нам свободу, чтобы мы могли сделать выбор. И в этом смысл земной жизни.

Каждый делает выбор — с Богом он или со грехом. И этот выбор не ограничивается умом, он выражается самой нашей жизнью. Что у нас во главе угла: любовь к Богу или самолюбие, от которого проистекают все грехи? И когда человек сделает этот выбор, наступает его срок умереть. Больше нет смысла продолжать ему земную жизнь.

Человек добрый, любящий Бога, забирается из этой отравленной злом и скорбью жизни в настоящую, счастливую жизнь: «Мужи благочестивые забираются с земли, и никто не помыслит, что праведник забирается от зла» (Ис. 57:1). Как студенту, который сдал экзамен, уже нет смысла сидеть в аудитории, так и этому человеку нет смысла более задерживаться здесь.

С другой стороны и человека, который сделал выбор в пользу греха, не держит Бог на земле. Пока есть возможность покаяния, Господь долготерпит, но когда человек укоренился в грехе безвозвратно, то что будет, если он проживет еще двадцать-тридцать лет? Только увеличение его грехов и, соответственно, увеличение тяжести его грядущего наказания.

Слава Богу, если наши близкие были верующими и добрыми людьми. Тогда и смерть лишь временная разлука для нас, если мы сами идем путем спасения. Гораздо тяжелее, если кто-то из наших близких умер, оставаясь чужим Христу, умер во грехе и вражде с Богом. Очень горько и больно в этом случае, но что поделать — таков их выбор. Нам же остается только молиться за них келейно, да подаст Господь облегчение им. О молитвах за близких и как правильно проводить их в последний путь, я писал в другой статье.

Фото автора
Фото автора

Сказанное выше касается тех, кто умер взрослым. Но нередко люди спрашивают: а как же насчет умерших детей? Думаю, к ним можно отнести слова Писания: «как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его» (Прем. Сол. 4:10-11). Получив здесь дар бытия, такие дети продолжат его в лучшем мире. Если бы он продолжил жить здесь, то злоба этого мира сильно повредила бы его душе.

Вместе с тем стоит учитывать, что если почивший наш близкий не считал себя православным христианином, не принадлежил к Православной Церкви, то подавать его имя в записках на церковное поминовение нельзя.

Во как говорит преподобный Амвросий Оптинский: «Во все времена при служении в Православной Церкви всегда поминались об упокоении души усопших только православных христиан… По закону любви Церковь наша молится… об обращении иноверных еще при их жизни. Если обратятся, то добро и благо; когда же при жизни своей не обратятся, то по смерти… Церковь уже не может их поминать, так как они не имели общения с ней при своей жизни».

И священноисповедник Афанасий (Сахаров) писал: «Православное заупокойное богослужение имеет в виду умерших в истинной православной вере. Употреблять церковные молитвословия при поминовении неправославных безусловно невозможно».

Фото автора
Фото автора

Однако возможно в своей личной, домашней молитве молиться об облегчении участи таковых усопших, о чем писал, например, святой Феофан Затворник: «Спрашиваете, как поминать умерших в сектантстве родителей ваших! В своей частной молитве поминайте их и молитесь о них… В церкви же нечего их поминать» (Сборник писем, п. 479). В свою очередь преподобный Иосиф Оптинский рекомендовал использовать следующую молитву, составленную прп. Львом Оптинским: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя!»


Иерей Георгий Максимов

Scroll Up

Онлайн форма для пожертвований на строительство храма

Яндекс-деньги